Тарифы на электроэнергию для предприятий, изменения в правилах розничного рынка.

Как рассчитываются тарифы на электроэнергию для предприятий

Для любой организации, будь то индивидуальный предприниматель или крупный завод, необходимо четко понимать из чего складывается себестоимость производимых товаров или услуг. Значительную долю в себестоимости организаций несут их затраты на покупку электрической энергии. Однако, если 5 и более лет назад стоимость электроэнергии для предприятий рассчитывалась с использованием регулируемых тарифов, которые были установлены, то в настоящее время тарифы на электроэнергию для предприятий не только никем не устанавливаются, но и меняются каждый месяц. Почему тарифы на электроэнергию для юридических лиц ежемесячно меняются и рассматривается в настоящей статье.

Все это обусловлено реформированием электроэнергетики и переходу к свободному ценообразованию на розничном рынке электроэнергии.
Уже достаточно длительное время в РФ функционирует оптовый рынок электроэнергии. Участниками оптового рынка являются производители электроэнергии (электрические станции), гарантирующие поставщики и независимые энергосбытовые компании, которые приобретают электроэнергию для своих потребителей.

В связи с этим гарантирующие поставщики приобретают электроэнергию на оптовом рынке для своих потребителей, при этом стоимость ее приобретения, и как следствие конечная стоимость электроэнергии для предприятий 2012, за счет различных факторов (фактического потребления потребителями, вывод электростанций в ремонт, природными и погодными факторами) каждый месяц разная.

Однако у организаций-потребителей электроэнергии возникают резонные вопросы: а как определить какие тарифы на электроэнергию для предприятий 2012 необходимо использовать. А также как проверить стоимость электроэнергии для юридических лиц, которая рассчитана поставщиком. То есть все сводится к тому, как осуществить расчет цен на электрическую энергию.

Однако на большинстве территории РФ уже длительное время тарифы на электроэнергию для организаций не устанавливаются, цены на неё каждый месяц разная. Ответ на вопрос: почему цена электроэнергии для предприятий величина непостоянная и рассмотрен ниже в рамках настоящей статьи.

Порядок расчета цен на электроэнергию (в том числе цена электроэнергии на оптовом рынке):

Территорию РФ по порядку осуществления расчета стоимости электроэнергии для юридических лиц можно разделить на две составляющие:

Ценовые зоны оптового рынка и неценовые зоны оптового рынка.

Ценовые зоны: те субъекты РФ, в которых возможно конкурентное ценообразование в отношении электроэнергии.

На территории РФ, за исключением территории Калининградской области, Республики Коми, Архангельской области, Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области Гарантирующие поставщики, производят расчеты с потребителями с использованием цены, которая меняется каждый месяц, но которая не должна быть больше предельного уровня нерегулируемых цен. Чаще всего, цена, применяемая для расчетов с потребителями равна предельному уровню нерегулируемых цен.

Неценовые зоны:

Как рассчитывается стоимость квт электроэнергии для предприятий, которые находятся в неценовых зонах? Электроэнергия для предприятий в вышеуказанных регионах (Калининградской области, Республики Коми, Архангельской области, Дальнего Востока) поставляется по регулируемым ценам, которые утверждаются местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (РЭКами, РСТ, Управлениями по тарифам и ценам). Однако даже в этом случае гарантирующие поставщики транслируют все небалансы стоимости приобретённой электроэнергии с оптового рынка на потребителей.

Большинство субъектов РФ относится к ценовым зонам, поэтому в качестве тарифов на электроэнергию для предприятий, используется предельные уровни нерегулируемых цен на электроэнергию, которые рассчитываются по нижеприведенному принципу

Предельный уровень нерегулируемых цен меняется каждый месяц (в зависимости от цен на электроэнергию, складывающихся на оптовом рынке) и рассчитывается в соответствии с положениями «Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 №1179 для каждой ценовой категории отдельно (подробно об отличии ценовых категорий будет рассказано в следующей статье).

Однако в целом логика расчета цены на электроэнергию для предприятий и индивидуальных предпринимателей одинакова для всех ценовых категорий электроэнергии, и рассчитывается как сумма следующих составляющих:

  • цена приобретения электрической энергии с оптового рынка, которая ежемесячно рассчитывается и публикуется на своем сайте ОАО «Администратор торговой системы (организация, координирующая работу оптового рынка электроэнергии – интернет сайт – www.atsenergo.ru). Рассчитывается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в месяц..
  • тариф за услуги по передаче электроэнергии (в случае заключения потребителем договора энергоснабжения). Это так называемая «стоимость доставки» электроэнергии от производителя до потребителя. Эта плата рассчитывается и устанавливается местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональная энергетическая комиссия) и публикуется на ее официальном сайте. Как правило, устанавливается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в год.
  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика. Это плата организации, которая для потребителя покупает электроэнергию на оптовом рынке. Эта плата рассчитывается и устанавливается местным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (Региональная энергетическая комиссия) и публикуется на ее официальном сайте. Как правило, устанавливается в тыс. руб. за МВт.ч. Меняется один раз в год.
  • плата за услуги, являющиеся неотъемлемой частью процесса снабжения электроэнергии. В ее состав входят плата ОАО «СО ЕЭС» (отвечает за надежность) и плата ОАО «Администратор торговой системы. Плата за эти услуги рассчитывается и устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ) и публикуется на ее официальном сайте (www.fstrf.ru). Обычно, эта составляющая меняется только один раз в год.
  • плата за услуги ЗАО «ЦФР» (координирует расчеты на оптовом рынке электроэнергии между производителями и покупателями электроэнергии). Плата за эти услуги рассчитывается и устанавливается Федеральной службой по тарифам (ФСТ РФ) и публикуется на ее официальном сайте (www.fstrf.ru). Обычно, эта составляющая меняется только один раз в год.

Ежемесячно предельный уровень нерегулируемых цен рассчитывается по этому принципу гарантирующим поставщиком для каждой ценовой категории и публикуется на своем официальном сайте.

Стоит отметить, что в общем весе конечной цены электроэнергии для предприятий, наиболее значительна доля составляющей за услуги по передаче (около 50%), цены покупки на оптовом рынке (40%) и сбытовая надбавка (8%).

Также необходимо обратить внимание, что в случае, если у потребителя с энергосбытовой компанией заключен договор энергоснабжения (купли-продажи) то порядок расчета цены на электрическую энергию не регламентирован (цена может быть договорной), но в целом, логика расчета цен соответствует вышеуказанному порядку.

Ознакомившись с материалами этой статьи, потребители могут понять: что понятия «единый сборник цен - электроэнергетика» не существует, однако прочитав эту статью можно понять, как производить расчет цен электроэнергии, с использованием каких тарифов на электроэнергию для организаций определяется её стоимость для предприятий, а также применяется ли сейчас в расчетах с потребителями такие понятия как «тариф на электроэнергию промышленный», «тариф на электроэнергию для промышленных предприятий», «регулируемый тариф на электроэнергию», «электроэнергия промышленная цена» и т.д.

Перечень изменений в правилах розничного рынка электроэнергии

Розничный рынок электроэнергии. Какие произошли изменения в правилах розничного рынка электрической энергии.

4 мая 2012 г. Владимиром Путиным подписано постановление Правительства РФ №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Со вступлением этого документа утратили силу «Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии», которые действовали с 2006 по 2012 годы.

«Новые правила розничного рынка электрической энергии» внесло значительные коррективы в порядок взаимоотношений поставщиков электроэнергии и потребителей, порядок расчетов за электроэнергию. Изменения коснулись множества аспектов энергоснабжения на розничном рынке электроэнергии.

Итак, что же нового внесло это Постановление, утвердившее правила функционирования розничных рынков во взаимоотношениях потребителя и поставщика электроэнергии. В этой статье изменения, которые внесены «новыми» «Основными правилами функционирования розничных рынков» разделены на две группы:

  • изменения, о которых можно сказать, что они могут оказать положительное влияние на работу потребителя и улучшают его положение на розничном рынке электроэнергии и мощности (сокращенно обозначим «плюсы для потребителей»);
  • изменения, которые вводят ряд требований и обязательств необходимых к исполнению потребителем на розничном рынке электроэнергии.

Плюсы для потребителей:

1. В соответствии с правилами розничного рынка электрической энергии упрощена процедура перехода потребителей от гарантирующих поставщиков к энергосбытовым копаниям или выхода напрямую на оптовый рынок электроэнергии и мощности.

Это значит, что для потребителей, которые больше не хотят покупать электроэнергию у гарантирующего поставщика, значительно проще стало расторгнуть договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком и заключать договор с другой энергосбытовой компанией (до принятия новых правил розничного рынка электрической энергии потребитель в любом случае обязан был выплатить гарантирующему поставщику неустойку). Теперь потребители с максимальной мощностью энгергопринимающих устройств до 1,8МВт в соответствии с п.85 правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных указанным постановлением могут в любое время направить гарантирующему поставщику заявление о расторжении договора (снижении объема покупки по такому договору) и заключению договора с энергосбытовой компанией или производителем электроэнергии на розничном рынке напрямую. Потребители с максимальной мощностью свыше 1,8МВт если не хотят выплачивать гарантирующему поставщику компенсацию в размере его сбытовой надбавки, должны написать такое заявление за 8 месяцев до предполагаемой даты расторжения договора, которая должна наступить с 1 января следующего года.

2. Потребителям и производителям электрической энергии, а также потребителям с блок-станциями дана возможность заключить напрямую между собой договоры купли-продажи электроэнергии минуя гарантирующего поставщика и энергосбытовые компании.

Это значит, что потребителям разрешили покупать электроэнергию на розничном рынке у производителей электроэнергии напрямую.

Стоит отметить, что производитель электроэнергии должен продавать произведенную им электроэнергию только на розничном рынке. Т.е. он должен быть производителем не осуществляющим продажу электроэнергии на оптовом рынке. При этом цена для этих договоров может быть свободной (та, которая устроит как потребителя, так и производителя электроэнергии).

3. В новых правилах розничного рынка электроэнергии 2012 четко определен перечень документов и сроки, необходимы для заключения договора между потребителем и гарантирующим поставщиком. В ранее действующих Основных положениях перечень документов был неполон: зачастую гарантирующие поставщики требовали иные документы, не указанные в Основных положениях. В новых Основных положениях перечень документов расширили (стоит отметить, что вполне обоснованно), а также четко регламентировали сроки и процедуру заключения договора с гарантирующим поставщиком. Подробнее о заключении договора энергоснабжения можно узнать в разделе "Заключение договора энергоснабжения".

4. Более детально прописаны обязанности гарантирующего поставщика по порядку заключения договоров, разработки стандартов обслуживания клиентов, возможности у потребителя передать дистанционно показания приборов учета, обеспечение возможности получения потребителем дистанционно счетов на оплату, организация приема обращений по некачественной электроэнергии, разработка и размещение на сайте гарантирующего поставщика форм типовых договоров и мн. Другое.

5. Четко указаны сроки, в которые потребитель, выбравший для расчетов с 5 или 6 ценовую категорию (стоит отметить, что 5 и 6 ценовые категории предполагают почасовое планирование собственного потребления электроэнергии, подробнее об этом в разделе «Как сэкономить»), обязан предоставлять гарантирующему поставщику заявки с почасовыми объемами потребления электроэнергии. Так, потребитель об этих объемах должен сообщить ГП за до 9-00ч. за 2 дня до суток, на которые осуществляется планирование потребления информацию о плановом почасовом потреблении электроэнергии. При этом он имеет право скорректировать свою заявку до 9-00ч. за 1 день до суток.

Однако, как уже упоминалось выше, в соответствии с «новыми» Основными положениями» для потребителей есть ряд требований, которые они обязаны выполнить:

1. В случае отсутствия прибора учета электроэнергии у потребителя, расчет объема электроэнергии производится как произведение максимальной мощности (указана в акте технологического присоединения или акта разграничения балансовой принадлежности сторон и эксплуатационной ответственности) и максимального числа часов в месяце (720ч). В случае, если расчет объема потреблённой электроэнергии производится по такому признаку, то он в разу превышает реальное потребление электроэнергии. В связи с этим стоимость электроэнергии также будет в разы выше.

2. Потребители, выбирающие 4 или 6 ценовую категорию, с момента вступления в силу новых «Положений» производят расчеты по так называемому «трехставочному» тарифу: отдельно оплачивается стоимость электроэнергии за каждый час, и стоимость мощности. При этом оплата мощности разделяется на оплату мощности по тарифам покупки гарантирующего поставщика на оптовом рынке и на оплату мощности по тарифам на оказание услуг по передаче. Порядок расчета этой мощности также различен. Подробнее об этом указано в разделе «как сэкономить» и «как выбрать ценовую категорию». Стоит отметить, что в отношении потребителей, присоединенных к электрическим сетям ОАО «ФСК» указанный порядок применяется только с 1 июля 2013г.

3. Введено ограничение для выбора ценовой категории потребителями, максимальная мощность которых превышает 670 кВт. начиная с 1 июля 2013г: начиная с 1 июля 2013г. потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт не могут выбирать первую или вторую ценовую категорию. Таким образом, потребители с максимальной мощностью свыше 670 кВт с 1 июля 2013г. могут рассчитываться только по 3,4,5, или 6 ценовой категории. Подробнее о том, что такое ценовая категория и как их выбирают, указано в разделе "Как сэкономить" и "Выбор варианта тарифа на электроэнергию (ценовой категории)".

4. В обязанности потребителей, с максимальной мощностью свыше 670 КВт входит установка приборов учета, позволяющих определять почасовое потребление электроэнергии. При этом класс точности таких приборов учета должен быть не ниже 0,5S и позволять хранить в памяти счетчика данные, не менее чем за 120 прошедших дней. В случае, если указанные приборы учета потребителями установлены не будут, определение величины мощности и почасовое потребление будет производиться на основании величины максимальной мощности, начиная с 1 июля 2013г. Другими словами это значит, что даже если у такого потребителя есть счетчик, но он не позволяет измерять потребление по часам суток, то потребитель все равно обязан поставить другой счетчик, который позволяет определять потребление по часам суток.

Таким образом, если потребитель с максимальной мощностью свыше 670 кВт не установит приборы учеты в срок, то стоимость электрической энергии для него будет значительно дороже (как минимум на 15-20%).

5. После внесения дополнительных изменений в законодательные акты РФ по вопросам функционирования розничных рынков электроэнергии, потребители с максимальной мощностью свыше 670 КВт, после должны оплачивать разницу между фактической и максимальной мощностью (оплата резерва максимальной мощности). Конкретный механизм и тариф по которому будет оплачиваться этот резерв пока не определен.

6. В случае 2 кратного непредставления показаний приборов учета, или 2 кратного недопуска представителей гарантирующего поставщика или сетевой компании для проведения снятия показаний приборов учета или проведения проверки приборов учета, расчет объема потребления осуществляется с использованием величины максимальной мощности и режима работы 24 ч. в сутки. (Значительно превышает среднее потребление электроэнергии).

Разумеется, это далеко не все изменения, которые были внесены в правила розничного рынка электроэнергии, но в этой статье мы постарались осветить самые важные, с нашей точки зрения, изменения, которые коснулись главных участников розничного рынка электроэнергии – потребителей.

Тарифы и цены на электроэнергию для предприятий, организаций и предпринимателей

Само понятие "тарифы на электроэнергию для предприятий" уже несколько утратило значение в том виде, в котором его привыкли понимать многие потребители. Подразумевается, что любой тариф (как на электрическую энергию, так и другой энергетический ресурс) должен утверждаться соответсвующим уполномоченным органом. Однако, прошло уже более 8 лет с того момента как тарифы на электроэнергию для предприятий и организаций утверждались государством по всем регионам России.

В настоящее время территория России разделена на несколько зон: ценовые зоны оптового рынка электроэнергии и неценовые зоны. В неценовых зонах оптового рынка электроэнергии и мощности (в них входит Калининградская область, Республика Коми, Архангельская область, территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Южно-Якутского района Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области) тарифы на электроэнергию для предприятий, организаций и предпринимателей продолжают утверждаться специальным уполномоченным органом (комитетом по по тарифам, который является структурной единицей правительства или администрации региона).

Для ценовых зон, в которые входят остальные субъекты РФ, правительством РФ регламентирован только порядок расчета цены на электроэнергию для предприятий, сам расчет должен производиться ежемесячно гарантирующим поставщиком или энергосбытовой компанией, с которым (которой) у потребителя заключен договор энергоснабжения.

Цена на электрическую энергию для предприятий и организаций ежемесячно рассчитывается и публикуется гарантирующим поставщиком на своем официальном сайте в сети Интернет. Поставщики электроэнергии обязаны публиковать рассчитанные ими цены на электроэнергию для предприятий до 15 числа месяца, следующего за расчетным. Порядок расчета цен на электрическую энергию гарантирующими поставщиками регламентирован постановлением Правительством РФ от 29.12.2011 №1179 (его текст можно скачать в разделе "нормативные документы"). Контроль за правильностью расчета и публикации цен возложена на ФАС России и ФСТ России.

Стоит особо отметить, что как для ценовых, так и неценовых зон, общий порядок определения цены (тарифа) на электроэнергию для предприятий един. Если рассматривать упрощенно, то любой тариф состоит из нескольких составляющих: цена покупки на оптовом рынке электроэнергии и мощности (ОРЭМ), тарифа на услуги по передаче электрической энергии, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика (энергосбытовой компании) и инфраструктурных платежей.

 

Среди вышеуказанных составляющих конечного тарифа (цены) для потребителей, расположенных в ценовых зона оптового рынка, остаются регулируемыми и сейчас (утверждаются местным органом исполнительной власти) следующие показатели:

  • тариф на услуги по передаче электрической энергии (тариф на транспорт по электрическим сетям от электрической станции, осуществляющей выработку электрической энергии и мощности до энергопринимающих устройств потребителя);
  • тарифы на услуги инфраструктурных организаций - утверждается Федеральной службой по тарифам для ОАО "АТС", ОАО "СО ЕЭС" и ОАО "ЦФР".
  • сбытовая надбавка гарантирующего поставщика - утверждается в виде процента от цены электроэнергии для предприятий на ОРЭМ.

Цена на электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии и мощности изменяется ежемесячно на основании множества факторов, рассчитывается ежемесячно ОАО "АТС" и публикуется на его официальном сайте в сети Интернет в отношении каждого субъекта оптового рынка электроэнергии.

Конечные цены на электрическую энергию и мощность дифференцируются в зависимости от выбранной предприятием или организацией ценовой категории электроэнергии, величиной максимальной мощности компании и уровня напряжения.

Стоимость электроэнергии для предприятий

Стоимость электроэнергии для предприятий определяется как произведение объема потребленной электрической энергии (мощности) и соответствующего тарифа на электроэнергию для предприятий и тарифа (цены) на мощность. Объем потребленной электрической энергии и мощности определяется по показаниям установленных приборов учета электроэнергии (электросчетчиков).

Если максимальная мощность потребителя составляет величину не менее 670 кВт, то он в обязательном порядке обязан осуществлять оплату стоимости потребленной электроэнергии предприятием и отдельно стоимости потребленной предприятием мощности. Требование об обязательной оплате мощности для крупных промышленных и непромышленных потребителей вступило в действие с 1 июля 2013 года и продолжает действовать в 2014, 2015, 2016 годах.

Небольшие предприятия (потребители с максимальной мощностью менее 670 кВт) имеют право выбрать первую или вторую ценовую категорию электроэнергии и оплачивать только потребленную электрическую энергию. Однако в этом случае, стоимость электроэнергии для предприятия будет содержать также и стоимость мощности.

Стоимость электрической энергии и мощности для предприятия также зависит от уровня напряжения, на котором подключены энергопринимающие устройства потребителя к электрическим сетям сетевой компании. Подробнее об уровнях напряжения можно прочитать в соответствующей статьей на нашем сайте. Чем выше тарифный уровень напряжения, тем ниже стоимость электроэнергии для компании или предприятия.

По результатам каждого расчетного месяца, гарантирующий поставщик или независимая энергосбытовая компания определяет стоимость электрической энергии и выставляет предприятию счет на оплату. Цены, с использованием которых гарантирующий поставщик производит расчет, он обязан публиковать на своем официальном сайте в сети Интернет до 15 числа месяца, следующего за расчетным.